Лет десять назад, когда я еще принадлежал к крупно-корпоративной среде и был выдвигаем за счет компании на всяческие курсы, тренинги и прочие образовательные мероприятия, довелось мне прикоснуться к культуре Управления Проектами. Скажем прямо, неделю учился этими самыми проектами управлять. Дело конечно важное и хорошее – популярно растолковали, что Проектом можно величать даже уборку в квартире, использовать на благо различные достижения человеческой мысли в этой сфере и делать все четко, оперативно и дешево.
Как восторженный новобранец, я конечно же стал внедрять премудрости в жизнь и стараться делать, как надо «по науке». Сразу, правда, особенно не получалось, да и в последствии теория стремительно расходилась с практикой. Оно конечно происходит во всех сферах жизни – разница между фантазиями и действительностью разительная, поэтому выпускников ВУЗов приходится переучивать еще пару-тройку лет.
Однако, постепенно я пришел к выводу, что управление проектами (читай — людьми), относится к категории Soft Skills, т.е. к наукам неточным, и страшно зависит от этих самых людей. Управленец должен сочетать в себе психолога (иногда — психиатра), прапорщика с дубиной и занудного бухгалтера с будильником наперевес. Ибо лучший результат получается, когда удается отвлечь каждого исполнителя от своих рутинных дел, выстроить их в ряд и бежать рядом с текущим обладателем эстафетной палочки, периодически отвешивая ему пинки и держа перед носом морковку. Понятно, такая эталонная ситуация невозможна, и всегда случаются осложнения. Как прикажете быть, когда несколько процессов идут параллельно, а то и в разные стороны? Законы Мерфи, как и воинские уставы, видимо писались кровью и слезами.
Простейший, но дивно наглядный проект: переносим телефонный канал из одного места в другое. Действие происходит в крупном торговом центре, претендующем на звание «люкс». Участие принимаем не только мы и местные подрядчики, но и аутсорсеры из Индии.
Мы заблаговременно, за пару дней выписываем пропуска и допуски на вынос – здания нашпигованы охраной, у которой весьма противоречивые инструкции. Копии раздаются вообще всем, до кого удается дотянуться, на посты охраны, ресепшены и мелкие околотки.
Итак – час Х.
1. Семь утра. Нас не пускают серверную, поскольку мы вошли в здание с парадного входа: внезапно поменялись локальные правила охраны. Мы стоим у дверей объекта, но охрана просит обойти весь торговый центр кругом и подняться через грузовые лифты: раз мы «на работу», то ходить нужно только так. Мы в деловых костюмах, при себе только документы – никаких стремянок, сундуков, проводов и прочих табуированных предметов. Мы саркастично объясняем охране – ребята, обойдя здание предложенным путем, мы вновь вернемся сюда же, потеряем время и вы даже не увидите, откуда мы появились. Тщетно. Их видимо предупредили по рации.
2. Семь тридцать. Мы демонтировали циску, но перемещаться с ней не можем – по тому маршруту, которым мы теперь должны покидать здание, наши пропуска куда-то задевались. Ситуация привлекает внимание охраны, все шуршат рациями, оживленно жестикулируют, мы стоим в предчувствии появления группы спецназа, который нас будет вязать. Нас спасает наличие фотографии пропуска на телефоне, которую на всякий случай накануне нам скинули в WhatsApp. Мистическим образом вид фотографии открывает все двери, спецназ где-то застревает в лифте.
3. Без пяти восемь. На ресепшене здания, в которое мигрирует телефония, барышни не могут найти письмо с просьбой пустить нас поработать: куча всяких разных других писем есть, а нашего красивого письма с печатями, визами и одобрениями – нет. Мы стоим с циской наперевес, повторяется ситуация с оживлением охранников, группа захвата в лифте приободряется и хищно ухмыляется. В конечном счете, нас «по блату» проводит знакомый ИТ-менеджер здания: вот она, работа с людьми!
4. Циска инсталлирована в новое место с опозданием в полчаса – не знаю, кто платит за ожидание индусов в режиме Stand By, но они весьма пунктуально позвонили ровно в 8 из своего Бангалора и вежливо согласились подождать. Внутри все работает, остается дождаться, когда провайдеры перенесут вслед за циской поток – придут, переткнут в своем шкафчике кабели с места на место.
5. Инженеров провайдера нет. Кому звонить – не известно. Барышня – менеджер, которой я лично названивал каждый день за неделю до переноса и просил подтвердить, что инженеры прибудут к 9 утра – приболела. Накануне, кстати, она клялась и божилась, что в течение дня обязательно сообщит контакты и время прибытия инженеров. Видимо, ее сразило прямо на рабочем месте – звонка я не дождался.
6. Окольными путями вызваниваю прямо из серверной линейного руководителя инженеров, с которым однажды работали. Чудо – это именно тот, кто нужен, но заявку на перенос он получил только утром (по мотивам моего мата в адрес менеджеров), все бригады разъехались, будут после обеда.
Оно, конечно же, все заработает – не в 11 утра, как предполагал дедлайн, а ближе к вечеру. Мы же на Востоке живем, поклянемся в вечной любви, скроем за витиеватыми фразами недовольство. Ведь надо жить и работать со всеми этими людьми дальше. А в проектный менеджмент я больше не верю.